Синие занавески
Учитель: “Автор имел в виду, что синие занавески символизируют глубокую депрессию главного героя и его думы о судьбе страны”
Автор: “Синие занавески символизируют синие занавески, блеать!”
Был такой случай из жизни знаменитой писательницы Дарьи Донцовой, когда она еще училась в школе. Всему классу задали написать сочинение на тему “О чём думал Валентин Петрович Катаев, когда писал повесть “Белеет парус одинокий”?” и Донцова, которая уже тогда росла среди творческой интеллигенции, воспользовалась своим положением и расспросила про мысли автора, у самого же автора напрямую. В результате сочинение заработало оценку в два балла, а также нелестный отзыв учительницы: “Катаев думал совсем не об этом!”
А вот ещё один пример, но уже из моего любимого фильма “О чем говорят мужчины”:
- Ну, иду дальше, смотрю - туалет… ровно такая же веревочка и подпись: «Туалет не работает». Я стал думать, это туалет не работает, или это произведение искусства под названием «Туалет не работает»?
- Так и что оказалось?
- Не знаю!.. А я подумал, туда же все равно писать нельзя, потому что либо туалет не работает - закрыто, нельзя, либо, ты нассышь в произведение искусства прямо художнику в душу.
Так причём здесь синие занавески, Донцова с Катаевым и неработающий туалет?
А вот причём. Я задался вопросом в своей беспокойной голове - Так уж необходимо расписывать свое творчество? Вот прямо брать и писать некую аннотацию? Ведь жить по принципу “я художник, я так вижу” удобно, так можно спрятать все свои косяки, да и вообще не утруждать себя смысловой нагрузкой. Но вот эти примеры, что были выше, очень хорошо показывают пробелы такого мышления, зачастую даже уводят в противоположную сторону от первозданной идеи.
Если для ситуаций с "типичной училкой" я не мертв и не знаменит, чтобы бояться быть непонятым, то вот "Квартет И" вполне серьезно намекает на возможность быть обоссаным из-за недосказанности… Погодите, а не будет ли обидно зрителю, что ему все тут разжевали, подали, подогрели? И вообще, он же не тупой, он и сам бы все понял! Зачем тогда ему тратить время на этот разгаданный квест?... Справедливое замечание!
Этот пунктик не давал мне покоя довольно долго, ведь я уже настроился строчить введения чуть ли не под каждой фотографией. Размышлял бы я об этом ещё много времени, если бы не помощь книг, а именно описанный в них принцип работы мозга (привет доктор Курпатов!), того самого, что копит наши воспоминания, тасует их, коверкает, незаметно подсовывает в ничего не подозревающее сознание, которое уверенно, что до всего оно дошло само.
Сложно вышло, но попробую показать свою мысль на примере: если несколько человек будут смотреть на одну фотографию зеленого газона, под которым большими буквами написано, что это зеленый газон, а ниже ещё и текст от автора - “Это лужайка, которая напоминает мне дом, весну и запах маминого пирога”, то каждый из этих зрителей вспомнит что-то свое. Ассоциативный ряд, который формировался при разных обстоятельствах будет выдавать в голове картинки, например, не пирога, а запечённой курицы, потому что мама не готовила пироги. Да не мама вовсе, а бабушка и не лужайка, а огород, и так далее. Вот к такому заключению я пришел своим сознанием... Смекаете?
Вывод напрашивается сам - никого я не обижу своими “разжеванными” концепциями и историями к работам, а лишь положительно разбавлю свое творчество, практикуя еще и писательство, но самое главное я окажусь в безопасности от злосчастных “синих занавесок”!